На главную страницу
 
Долг служения Отечеству

Как развивается религиозное образования в России: доклад архимандрита Иоанна (Экономцева) на XVII Международных Рождественских чтениях

Рождественские чтения
Личная позиция
Изучение традиционных религий
Новости по теме
12 февраля 2012:
В Свято-Тихоновском университете состоялся День открытых дверей

11 февраля 2012:
Протоиерей Всеволод Чаплин: ничто не мешает сегодня приглашать священника для периодических встреч со школьниками

11 февраля 2012:
Как можно преподавать русскую литературу, не зная истории Православия? М. Леонтьев об итогах встречи В. Путина с главами традиционных конфессий

10 февраля 2012:
Дай Бог тебе жить без перемен! Профессор Московской духовной академии А.И. Осипов о предстоящих выборах

10 февраля 2012:
Состоялось заседание Учебного комитета при Священном Синоде Украинской Православной Церкви

10 февраля 2012:
Шестопсалмие со святыми отцами: открылся цикл просветительских бесед на Трёхсвятительском подворье в Париже

10 февраля 2012:
Подписано соглашение о сотрудничестве между Общецерковной аспирантурой и докторантурой и Высшей школой экономики

9 февраля 2012:
Голос Церкви должен больше звучать в телеэфире, считает В. Путин
Все новости по теме...

Как развивается религиозное образования в России: доклад архимандрита Иоанна (Экономцева) на XVII Международных Рождественских чтениях


На открывшихся 15 февраля 2009 года в Москве, в зале Церковных Соборов Храма Христа Спасителя, Рождественских чтениях с обширным докладом, посвящённым развитию путей религиозного образования в России, выступил Председатель Синодального Отдела религиозного образования и катехизации Московского Патриархата архимандрит Иоанн (Экономцев)
15 февраля 2009 года



Архимандрит Иоанн (Экономцев)

Проблемы и пути развития религиозного образования в России

Доклад председателя Отдела религиозного образования и катехизации Русской Православной Церкви архимандрита Иоанна (Экономцева)


Сегодня мы видим, что в российском обществе произошли серьезные качественные изменения. Это уже не Россия 90-х годов, когда мы ощущали себя на изломе истории. Об этом с особой проникновенностью сказал в своём обращении на интронизации Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл.

Время правления Святейшего Патриарха Алексия один из важнейших этапов в истории Русской Православной Церкви - этап её возрождения, обретения прежних и новых святынь, канонизации новомучеников XX века, святых Царственных страстотерпцев, этап восстановления храмов и монастырей, а самое главное, возвращения веры и смысла жизни многим русским людям, этап воссоздания единства Церкви (Русской Православной и Зарубежной Церквей), этап восстановления диалога между властью и Церковью по многим вопросам нашей жизни.

В Послании Президента Дмитрия Анатольевича Медведева Федеральному собранию (ноябрь 2008 года) были четко определены основные приоритеты общественного развития. По сути, речь идёт о тех ценностях, идеалах и целях, которые были сформулированы в Социальной концепции Русской Православной Церкви.

Очевидно, что деятельность Русской Православной Церкви по возрождению российского общества приносит свои плоды, и немалые. По данным фундаментального социологического исследования, опубликованного в 2006г. в книге «Реальная Россия. Социальная стратификация современного российского общества», исповедующих Православие в нашей стране – 62% населения, при этом отмечается постоянная тенденция прироста верующих, что объясняется социологами значительным ростом количества храмов и монастырей. Кроме того, в данном исследовании подчёркивается рост воцерковлённых верующих, которые регулярно посещают православные храмы: «Эта тенденция наблюдается последние пятнадцать лет. Можно предположить – говорится в исследовании – что этот процесс будет продолжаться в такой же динамике ещё около 15-20 лет, затем количество верующих стабилизируется, где-то на отметке 75%, после чего будет расти только число воцерковлённых, которое ориентировочно может составить порядка 30-40 %. Анализ данных показал, что воцерковлённые люди по социальному составу приближаются к средним значениям общества в целом и не являются больше группой исключительно пожилых и малообеспеченных людей, как это было ещё 15-20 лет назад. Религиозно-активные люди не менее успешно, чем другие группы, проходят процесс адаптации в новых условиях современной жизни, позитивно относятся к рыночной экономике, поддерживая при этом укрепление российской государственности».

К сожалению, в Закон «Об образовании» в ноябре 2007 года Государственной Думой РФ были внесены поправки, ликвидирующие с 2009-2010 учебного года региональный компонент в образовании, назначением которого была защита и развитие национальных культур и региональных культурных традиций в условиях многонационального государства. Взамен его нам было обещано разработать и принять федеральный образовательный стандарт новой образовательной области учебного плана «Духовно-нравственная культура».

Новый федеральный образовательный стандарт должен быть принят в 2009 году, и его принятие могло бы стать выражением памяти и благодарности общественности Святейшему Патриарху Алексию II, приложившему столько усилий для того, чтобы дети могли свободно изучать духовную культуру своего народа. Ведь предложение ввести в систему образования образовательную область «духовно-нравственное воспитание» было сделано по его почину и благословению. Вопрос о преподавании ОПК в общеобразовательных школах Святейший постоянно ставил перед государственной властью, ибо считал, что семя добра, веры, любви надо сеять в детскую душу с юных лет. Он знал, что будущее России невозможно без духовно-нравственного возрождения общества. Наша задача – продолжить его дело.

У нас принято много говорить об интеграции с Европой в единое образовательное пространство. Наша страна присоединилась в 2003 году к Болонскому соглашению, однако, как-то забывается, что согласно п. X Рекомендации 1556 Парламентской Ассамблеи Совета Европы от 24.04.2002 правительства государств-членов Совета Европы призваны «включить информацию о религиозных культурах в школьные программы». Положительный опыт, накопленный в регионах, необходимо не только сохранить, но и приумножить, а необходимую правовую норму для столь насущного в наше время предмета должно разработать и принять.

Нужно отметить, что по подобной модели работают школы большинства европейских стран. Например, в Финляндии, Бельгии, в католической Литве Православие в государственных школах по выбору могут изучать дети из русских семей. Это не «клерикализация школы», а нормальная деятельность демократического государства по удовлетворению образовательных потребностей своих граждан. Осуществление данной модели образования сможет обеспечить равенство прав и свобод граждан в сфере образования – вне зависимости от их отношения к религии и религиозной принадлежности – в интересах общества и гармоничного развития нашего государства.

Отрадно, что Русская Православная Церковь обрела сторонника в лице заместителя Министра образования и науки Калины Исаака Иосифовича. Нам близка его точка зрения о том, «что отсутствие образования в области религиозных культур, особенно среди молодых людей, может, к сожалению, приводить к фанатизму в неприятии других людей…Если разработчикам стандартов общего образования, при активнейшем участии представителей всех конфессий удастся соблюсти этот баланс, это единение взглядов может стать мощным вкладом в духовно-нравственное развитие учащихся, в консолидацию общества». Учебный курс по духовно-нравственной культуре должен, по его мнению, «открывать мир, а не закрывать его».

Вопрос с преподаванием ОПК необходимо решать деликатно, не создавая напряженности в обществе, не насаждая ничего насильно.

Несомненно, что значительная часть верующих в нашей стране не обладает достаточными знаниями о Церкви и ее учении. Прямых данных о количестве граждан России, желающих и готовых расширять свои знания о вере, не имеется, однако мониторинг преподавания ОПК показывает, что счёт таких людей измеряется миллионами и это количество будет расти, согласно и независимым социальным прогнозам.

Поэтому и учительная роль Церкви тоже будет постоянно возрастать. Религиозное образование для мирян всегда было одной из важнейших задач церковного служения и для нас важно на этом переломном этапе выявить основные проблемы и наметить пути их решения.

Что хотелось бы отметить, прежде всего.

За семнадцать лет работы Синодального отдела религиозного образования и катехизации РПЦ проделана многообразная и плодотворная работа. Начиная с 90-х годов прошлого столетия, за годы восстановления и укрепления Русской Православной Церкви была создана практически с нуля единая система религиозного образования на всей территории России.

К сожалению, на сегодня есть некоторые расхождения в количественных определениях по православным образовательным учреждениям. Отдел на основе епархиальных отчетов в текущем году составит статистический сборник, где будут указаны динамика и точные данные по основным показателям системы религиозного образования.

На сегодня же можно сказать, что во всех епархиях открыты отделы религиозного образования и катехизации. В большинстве из них работают опытные специалисты, которые сделали немало для развития и упрочения системы религиозного образования. Всего в России, по нашим данным, свыше 200 православных общеобразовательных учреждений. В Москве 23 православные школы. Некоторые из них стали уникальными культурно-просветительскими центрами. При Отделе уже на протяжении десятилетия действует Совет директоров и духовников православных школ и гимназий Москвы и Подмосковья, который оказывает существенную помощь и поддержку православным школам.

В России в настоящее время свыше 5000 воскресных школ. В них обучается более 200 тысяч детей. В некоторых епархиях наблюдается небольшое снижение количества воскресных школ, что объясняется введеним ОПК в общеобразовательную школу.

Растёт количество и духовно-просветительских центров. По данным 2005 года их было 128. В настоящее время более 300. В круг деятельности таких центров входят миссионерская работа, катехизация, патриотическое воспитание молодёжи, возрождение народных ремёсел, традиционной народной культуры, паломнические службы. Некоторые центры разрабатывают вопросы внедрения новых технологий в систему религиозного образования (например, Центр организационного обеспечения образовательных проектов во Владивостокской епархии). В Курской епархии духовно-просветительский центр ведёт работу со студенчеством – организуются православные студенческие форумы, фестивали и лагеря. В Липецкой и Оренбургской епархиях центры участвуют в создании теле- и радиопередач. В Оренбургской епархии начато строительство спортивно-храмового комплекса для детей-сирот во имя св. благоверного князя Александра Невского. Духовно-просветительские центры стали и центрами подготовки преподавателей по «Основам православной культуры», а также антисектанской работы, издания богословской и духовной литературы для мирян.

Ведётся плодотворная работа по православному краеведению, организации летнего отдыха детей в православных лагерях. В Ставропольской епархии летний православный лагерь организуется при каждом приходе. Лагеря отличаются разнообразием тематики. Во Владимирской епархии молодёжные лагеря участвуют в восстановлении разрушенных храмов. В лагерях Вологодской, Волгоградской, Петрозаводской и Тверской епархий основное внимание уделяется православному краеведению.

В некоторых епархиях развивается православная журналистика: издаются детские православные журналы и газеты.

За последние годы Церковь накопила достаточный опыт сотрудничества в сфере образования с государственными и муниципальными органами управления образованием и администрациями краев и областей. Об этом ярко свидетельствует масштабность тех мероприятий, которые были совместно проведены по введению курса «Основы православной культуры» в общеобразовательные школы. Сегодня в подавляющем большинстве епархий этот курс введён либо как региональный, либо как школьный компонент. В основном преподавание ведётся на факультативной основе. В качестве регионального компонента ОПК активно включаются в образовательные системы Центрального и Южного федеральных округов. Большой опыт в этом направлении накоплен в Белгородской, Калужской, Владимирской, Екатеринодарской, Курской, Орловской, Смоленской, Ставропольской епархиях. По данным отчётов ЕОРОиК в Курской епархии ОПК введены в 785 образовательных учреждениях, что составляет 98 % от общего количества школ. В 2006-2007 гг. в Белгородской епархии ОПК преподавались во всех школах.

В Российской Федерации сейчас открыто десять высших православных учебных заведений для мирян. Уже более 16 лет при Отделе действует Российский Православный Институт св. ап. Иоанна Богослова, в котором идёт подготовка специалистов широкого профиля, в основном по гуманитарным специальностям, способных работать как в светских научно-образовательных учреждениях, так и в структурах Русской Православной Церкви. Для преподавания привлекаются высококвалифицированные профессора и учёные. Из 179 преподавателей – 48 кандидатов наук, 25 профессоров. Студенты получают фундаментальную подготовку не только по своей специальности, но и глубокие богословские знания по предметам, которые входят в церковную традицию.

Высшие православные учебные заведения созданы не только в Москве, но и в Санкт-Петербурге, Волгограде, Армавире, Иванове, Новосибирске. Наблюдается увеличение числа кафедр теологии и религиоведения в светских ВУЗах. Во многих епархиях на базе медицинских учебных заведений действуют курсы сестёр милосердия, сочетающие в себе как медицинскую, так и духовно-нравственную и богословскую подготовку.

При Отделе действуют трёхгодичные Богословско-педагогические курсы катехизаторов во имя священномученика Фаддея Тверского, на которых ведётся подготовка и переподготовка педагогов и учителей Закона Божия для воскресных школ Москвы и Московской области, преподавателей по «Основам православной культуры». Богословско-катехизаторские курсы создаются и в епархиях.

Проводится работа по развитию дошкольного православного воспитания и образования.

Церковь не оставляет без своего участия исправительно-трудовые учреждения. Формы работы разнообразны: переписка с заключёнными, посылки, беседы с осуждёнными и персоналом колоний, строительство в местах заключений часовен и храмов, создание библиотек с православной литературой. Во всех епархиях, где имеются колонии, работа ведётся интенсивно. Это, например, Астраханская, Белгородская, Биробиджанская, Владивостокская, Владимирская, Ивановская и др.

Растёт роль православных библиотек. Ставятся задачи дистанционного обучения, возможности получения необходимой информации по православному образованию на электронных носителях.

Сотрудники Отдела вели работу и по обеспечению сайта «Prokimen. Ru» официальными информационно-аналитическими материалами. Уже шестой год Православное радио «Логос» Отдела религиозного образования и катехизации ведёт своё регулярное вещание по субботам из студии в здании Центрального телеграфа.

По благословению Святейшего патриарха Московского и всея Руси Алексия с 2004 года начал свою деятельность Научно-методический экспертный совет по экспертизе учебных и духовно-просветительских изданий. В состав Совета вошли ведущие штатные сотрудники Отдела. По необходимости к экспертизе привлекаются опытные педагоги, методисты, учёные.

Завершается создание библиотеки Синодального Отдела религиозного образования и катехизации, которая организуется как для обычных читателей, так и для пользователей систем дистанционного обучения.

Итогом нашей общей работы на протяжении семнадцати лет стал ежегодный церковно-общественный форум «Международные Рождественские образовательные чтения». За эти годы Чтения получили огромное общественное признание. Динамика Чтений проявляется не только в количественном росте участников (в 2008 году приняло участие уже 12500 человек), но и в расширении тематики обсуждаемых вопросов (на Чтениях 2008 года по 9-ти направлениям состоялись заседания 168 секций). Церковь всё глубже и проникновеннее входит в общественное сознание людей, в их жизнь. Её волнуют не только проблемы православного образования и воспитания, но и возвращение культурно-исторических традиций Русской Православной Церкви в российское общество, укрепление нравственных устоев жизни, возрождение семьи, духовно-нравственное состояние молодёжи, вопросы социального служения, взаимодействия Церкви и государства в различных областях общественной жизни, проблемы науки и культуры в свете православного миропонимания. Рождественские Чтения дали мощный импульс для общественной активности в регионах, оживили епархиальную жизнь. В настоящее время Чтения проходят во многих епархиях.

Всероссийский конкурс «За нравственный подвиг учителя», проводимый совместно с Министерством образования и науки, показал, насколько значимы вопросы духовно-нравственного образования и воспитания современных детей для педагогов и родителей, образовательных учреждений разного профиля.

Сотрудники Отдела в 2004-2008 годах принимали участие во многих образовательных епархиальных конференциях, оказывали консультативно-методическую помощь.

Важным вкладом Отдела религиозного образования и катехизации Русской Православной Церкви стало обеспечение учебно-методическими изданиями образовательного процесса. При активном участии сотрудников Отдела стали доступными книги по религиозному образованию таких известных зарубежных педагогов-практиков, как Софья Куломзина, профессор Констанция Тарасар, издания Русской Зарубежной Церкви по православной педагогике. На основании отечественных материалов были составлены сборники программ по Закону Божию под ред. В.Л.Шленова и Л.Г.Петрушиной и церковнославянскому языку (сост. И.В.Бугаева, и С.М.Шестакова). При содействии Отдела вышли: серия книг «Детям о православной вере» (сост. З.Зинченко), книги о нравственности О.Янушкявичене, отредактированы материалы по ОПК для Курской епархии и др. издания.

Однако если учесть всё то, что мы сегодня имеем в системе религиозного образования, если учесть и те, изменения, которые произошли в российском обществе, то вполне очевидными станут задачи, решение которых требует от нас ещё большей ответственности. Какие это задачи?

Прежде всего речь идет о разработке новых нормативных документов, регламентирующих работу отделов религиозного образования и катехизации, православных образовательных учреждений (дошкольных, общеобразовательных, высших, воскресных школ, духовно-просветительских центров, катехизаторских курсов, молодёжных организаций, православных лагерей и др). Требуется подготовить положения о православных гимназиях, положение о воскресных школах, документы, позволяющие лицензировать православные образовательные учреждения.

Практически нам необходимо срочно начать процесс лицензирования всех имеющихся православных образовательных учреждений. В этой связи весьма важно, налаживание взаимодействия с Министерством образования и науки РФ, управлениями образованием субъектов Федерации, другими государственными ведомствами и организациями.

Постоянная и плодотворная работа созданного при Отделе «Совета директоров и духовников православных школ Москвы и Подмосковья» доказала необходимость своего существования. С целью распространения опыта работы православных школ необходимо создать единый справочник «Православные школы России». Для расширения и укрепления связей между православными школами и гимназиям можно было бы провести всероссийский конкурс среди учащихся по таким предметам, как Закон Божий, церковнославянский язык, история, литература.

Очевидно, что устойчивыми точками роста нашей Церкви являются те приходы, общины, братства, монастыри, подворья, в которых развивается образовательная деятельность. ЕОРОиК должны оказать всяческую помощь воскресным школам. В Положении о воскресных школах мы должны заложить новые подходы к образовательной приходской деятельности, чтобы они обрели тот масштаб, который соизмерим с их ролью и местом в Церкви. Вот почему так важно назначить в благочиниях помощников по религиозному образованию, а в приходах – помощников настоятелей.

Синодальный Отдел религиозного образования и катехизации РПЦ за время своей работы выпустил ряд учебных изданий, рекомендованных в качестве «своеобразных стандартов образования». Сегодня необходимо создать разветвлённую единую систему научно-методической разработки и экспертизы всех учебных изданий, которые используются в православных образовательных учреждениях и которые мы могли бы рекомендовать для общеобразовательной школы в рамках ОПК.

Предлагаем в течение 2009 года провести конкурс учебных программ, учебно-методических пособий, аудио-видеоматериалов по вероучительным предметам.

Для повышения качества нашей работы необходимо усовершенствовать информационно-аналитическую систему религиозного образования, созданную на базе ОРОиК РПЦ и сделать её единой для всех епархиальных отделов религиозного образования и катехизации. Использование современных технологий поможет нам улучшить обмен мнениями, более активно оказывать помощь и поддержку друг другу, внедрять новые подходы к организации образовательного процесса, находить новые интересные формы работы как в приходах, так и совместно с государственной системой образования. Регулярный обмен информацией предполагает систематическую (ежегодную) передачу аналитических отчётов о работе всех ЕОРОиК, создание образовательных сайтов, системы дистанционного обучения. Со своей стороны Отдел продолжает работу над созданием электронной библиотеки по всем необходимым предметам религиозного образования (видео и мультимедийные программы, системы обучения, программы, перечни необходимой литературы, методические копилки и др.).

Важным направлением работы Отдела остаётся подготовка и переподготовка педагогов, катехизаторов, методистов для православных образовательных учреждений. Готовятся положения об аттестации педагогов и повышении их профессиональной подготовки. С целью повышения качества подготовки педагогов по вероучительным предметам мы намерены продолжить работу по созданию научно-методических центров, на базе которых можно было бы проводить исследования по данному направлению. Здесь пригодится опыт общеобразовательной школы: создание мастер-классов, экспериментальных площадок, проведение открытых уроков, мониторингов, методических семинаров, социологических исследований, собирание методических копилок и др. На базе сектора по связям с епархиями и РПИ св. ап. Иоанна Богослова мы предполагаем создать условия для дистанционного обучения педагогов.

Хорошей базой для совместной творческой работы всех образовательных учреждений системы религиозного образования могут стать православные ВУЗы. Они, по сути, должны быть настоящими центрами научно-методической и исследовательской работы по разным направлениям образовательной деятельности Церкви.

Год семьи завершился. Но для нас работа с семьей остаётся важнейшим социальным служением. Через приходы Церковь оказывает разностороннюю помощь семье. У родителей, однако, сейчас практически отсутствует правовой механизм влияния на вопросы воспитания и качества образования. То есть святая обязанность родителей по воспитанию детей не закреплена сегодня их правами в системе образования. Мы будем обращаться в Министерство образование и науки Российской Федерации с предложениями об укреплении прав родителей и повышения роли семьи в целом в системе образования. Однако считаем, что и нам тоже надо потрудиться в этом направлении, и прежде всего, создать епархиальные родительские комитеты, роль и значение которых, на мой взгляд, до конца не осознаётся епархиальными Отделами.

Государство сегодня внедряет социальные программы помощи семье, инвалидам, пенсионерам, самым незащищённым слоям общества. В.В. Путин на приеме архиереев РПЦ в Кремле в 2004 году сказал: «Духовное и нравственное просвещение… сегодня является надежным заслоном злу и ненависти. Становится средством воспитания веротерпимости и взаимоуважения. Мы рассчитываем на активное участие Русской Православной Церкви в совместной работе… мы также надеемся на участие Церкви в социальных программах, таких как борьба с детской беспризорностью, с наркоманией, организация социальных приютов и оказание помощи престарелым и инвалидам… в этой сфере очень важно использовать богатые традиции Церкви в делах благотворительности и милосердия». Для нас, к сожалению, эта работа пока остаётся эпизодической. Можно привести отдельные примеры оказания помощи интернатам для детей-сирот и детей-инвалидов, детским колониям, многодетным семьям и семьям, где имеются дети-инвалиды. Надо подумать над тем, чтобы в епархиальных отделах религиозного образования и катехизации были специалисты по этим вопросам. Опыт работы в данном направлении также требует анализа и обобщения. Необходимо подумать, какую конкретную помощь могут оказать Отделы, приходы, православные педагоги тем, кто не может посещать воскресные школы и православные гимназии по причине физической немощи.

Работа с семьей может проходить при содействии православных педагогов в учреждениях дополнительного образования, детских центрах, домах творчества и спортивных клубах.

Просветительская работа с молодёжью – важнейшее служение Церкви сегодня. И здесь тоже необходимо думать, искать возможности для диалога и понимания, разнообразные формы совместного делания, соработничества. Это и молодёжные лагеря, клубы молодой семьи, паломнические поездки, молодёжные просветительские центры, спортивные объединения, организация лекториев для молодёжи по православной тематике и другое. Будет продолжена работа Молодёжных Рождественских образовательных чтений, где мы надеемся и дальше разрабатывать проблемы по волнующим молодёжь вопросам современной жизни.

Надеемся, что установившийся диалог Церкви и государства позволит расширить совместное сотрудничество в области образования и воспитания детей и молодёжи.

Проводимый на протяжении трёх лет конкурс «За нравственный подвиг учителя» свидетельствует о том, что огромное количество педагогов упорно ищет новые формы организации образовательного процесса на духовно-нравственных началах, на основе традиционной культуры и православных культурно-исторических ценностей. Необходимо расширять возможности конкурса, так как он позволяет выявить те живые формы обучения детей и молодёжи, которые приносят свои положительные плоды, укрепляют духовные и нравственные основы нашей жизни.

Наконец, хотелось бы затронуть еще один важный вопрос. На протяжении тысячелетий истории России почитание мест захоронений Божиих угодников было неотделимо от христианской жизни. Однако время и людское невежество во все времена были безжалостными врагами памяти. Что же касается прошедшего 20 века, то он превзошел все минувшие эпохи по уничтожению не только отдельных могил, но и целых некрополей. В наступившем тысячелетии, которое на первый взгляд кажется относительно спокойным и даже благоприятным, продолжается активное уничтожение могил на вполне «законных» основаниях.

В апреле 2008 года в средствах массовой информации появилось сообщение правительства г.Москвы об отсутствии свободной земли под новые захоронения в черте Москвы и о необходимости проведения срочной инвентаризации московских кладбищ с целью выявления «бесхозных» могил для последующей их коммерческой реализации.

В настоящее время на Московских кладбищах ведется бойкая деятельность по выявлению и уничтожению неухоженных могил. В число бесхозных могил попадают многие захоронения монашествующих, священно- и церковнослужителей РПЦ, похороненных на территории московских некрополей.

В 2008 году силами Богословско-педагогических курсов во имя священномученика Фаддея, архиепископа Тверского, действующими при Отделе религиозного образования и катехизации РПЦ, разработан проект по сохранению могил священно- и церковнослужителей, начата и проделана большая работа по сбору и систематизации данных о таких захоронениях. Этот материал отснят на фотопленку, систематизирован, переведен на электронный носитель и готовится к печати.

Восстановление и поддержание могил православных христиан в достойном состоянии является серьезным воспитующим церковным делом – практическим осуществлением православного краеведения. Считаем необходимым обратиться в Мосгордуму и к муниципальным властям Москвы с предложением о создании комиссии с участием представителей РПЦ для сохранения выявленных могил и приведения их в надлежащее состояние.

Думается, что эта проблема касается не только Москвы.

Итак, нравственность, образование и культура – основные сферы влияния Церкви в обществе. Все высшие достижения русской культуры нерасторжимо связаны с Православием. Оно принесло нам письменность и государственность. Церковь – единственный социальный институт, сохранивший традиции, культурную преемственность на протяжении веков. Православие – основа нашей цивилизации, объединяющая многие народы на едином пути развития. Русская Православная Церковь многонациональна. Она способна выступить в качестве созидательной и объединяющей духовной силы. Сегодня только Церковь может дать подлинную духовную опору процессу общероссийского культурного возрождения.

По словам Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла, «наша Церковь никогда не искала легких путей, не стремилась создать для себя социальную нишу, в которой было бы уютно и тепло. Мы, православные христиане, прекрасно понимаем, что именно сегодня, когда идет борьба за умы и сердца людей, нам надо заботиться о каждом, кто с нами рядом, обо всем народе. Нужно просвещать тех, кто далек от веры, укреплять тех, кто уже обрел ее. Церковь не может не чувствовать своей ответственности перед ныне живущими и грядущими поколениями. Ведь от того, каким будет общество, зависит и будущее самой Церкви». (Из интервью Местоблюстителя Патриаршего престола митрополита Смоленского и Калининградского Кирилла газете «Аргументы и факты», № 4 от 21 января 2009 года).



Прокимен.ру

Рождественские чтения
Разделы новостей
Все новости
Общие проблемы и вопросы
Изучение традиционных религий
Официальные сообщения
Московский Патриархат
Святейший Патриарх
Церковные праздники
Святые и Святыни
Рождественские чтения
Новости из регионов
Новости культурной жизни
Личная позиция
Зарубежные новости
Интернет
Основы Православной культуры
Глинские чтения
Московская педагогическая академия
Духовно-нравственное воспитание
  Глинские чтения    2011